Предметом данной работы является философия Сартра на различных этапах ее развития, живое и изменяющееся мировоззрение французского мыслителя. При рассмотрении философии Сартра автор стремился прежде всего понять, на какие реальные проблемы она была призвана ответить, и выявить внутреннюю логику предложенных ею решений.
Выделены три главных этапа в развитии философских идей Сартра: в 30-е годы Сартр при помощи феноменологического метода пытается осмыслить различные аспекты человеческого бытия и в художественной форме выражает основные черты атеистического экзистенциализма; в начале 40-х годов он создает всесторонне разработанную философскую концепцию атеистического экзистенциализма; сразу после публикации "Бытия и ничто", то есть с 1943 года, начинаются поиски новой формы экзистенциализма, приведшие в конце 50-х годов к попыткам "включения" экзистенциализма в марксизм.
Содержание.
- Часть 1. Путь к экзистенциализму.
От "лейбницевского оптимизма" - к "трагизму жизни".
Принцип интенциональности - феноменологическое решение проблемы отношения бытия и сознания.
Феноменологический "переворот" в психологии.
Абсурдность существования.
В преддверии экзистенциализма.
- Часть 2. Атеистический экзистенциализм.
Феноменология как метод построения онтологии. Идея феномена.
Проблема бытия феномена.
Проблема происхождения бытия феномена. Атеизм Сартра.
Бытие феномена как бытие-в-себе.
Сознание как бытие-для-себя. Дорефлексивное сознание и рефлексивное сознание.
Проблема отрицания. Бытие-для-себя как ничто и свобода.
"Недостаточность" бытия-для-себя и проблема свободы.
Случайность бытия-для-себя.
Проблема времени.
Мир. Пространство. Качество. Количество. Причинность.
Проблема свободы в связи с целенаправленной деятельностью.
Существование других людей. Проблема преодоления солипсизма.
Онтология отношений межу людьми. Этические и политические выводы.
- Часть 3. Трансформация экзистенциализма.
В поисках гуманистического экзистенциализма.
Социальный мир и пути действия в нем. Точка зрения политика, писателя, драматурга, моралиста.
"Философия революции". Критика материализма. Отрицание диалектики природы.
Гносеологические проблемы. "Позитивистский разум" и "диалектический разум".
Критика "позитивистского" разума (Мнимая квантитативность науки. Абстрактность науки как отрицание конкретности диалектики. Отождествление рационализма науки с идеализмом. "Диалектический" разум как метод антропологии. Обоснование "диалектического разума" и "понимание". Социологическая концепция Сартра. Индивид, как исходный пункт социологического анализа. Потребности, практика и "понимание" диалектики. "Редкость" как основа социальных противоречий. Свобода, отчуждение, материальность, необходимость).
Конституирова ние общества (Коллективы, серии. Группы: конституирование; свобода, необходимость, отчуждение).
Углубляется ли понимание истории?
Проблемы социальной детерминации и творческой роли личности в истории.
Заключение. Сартр и марксизм.
Тираж 7 700 экз.
В продаже
Хочу купить
сейчас этого издания книги в продаже нет
попробуйте поискать другие издания этого произведения при помощи ссылок ниже
или оставьте объявление о покупке или продаже