Книга представляет собой попытку современного "возрождения" майевтики в виде многовариантного "договаривания" той или иной точки зрения. В основе развиваемого автором метода лежит "функциональный ракурс" - операция помещения осмысленных выражений в условия самых разных контекстов с целью выявления трансцендентальных составляющих рассматриваемых в книге философских концепций. Такое "испытание контекстами" необходимо формирует критический, а временами даже "враждебный" стиль самого текста. С одной стороны, это оправдано задачей проверки "жизнестойкости", "иммунитета" смысловых конструкций, помещаемых в самые разные контекстуальные среды, и, с другой стороны, задачей проблематизации классических философских концепций, во многом определивших направления со¬временной философской мысли. Проверке на прочность подвергаются и классические проблемы метафизики - познаваемость мира, свобода (воли, выбора, действия), теодицея, антиномия бесконечности. Автор начинает со строгой реконструкции известного положения Дж. Беркли, эмпириокритицизма и неокантианства о субъект-объектной корреляции. И приходит к выводу, что мир познаваем в любом случае. Если он познаваем, то познаваем по определению, если не познаваем, то актуальное бытовое и научное познание становится единственной его разновидностью. При такой установке агностицизм окончательно теряет, с точки зрения автора, какой бы то ни было смысл, а ряд считающихся неразрешимыми проблем философии получают оценку лингвистических ошибок и методологических предрассудков. Это, по-видимому, и оправдывает название книги. То есть "непознаваемость мира" может быть преодолена семантическими, прагматическими, а иногда и формально структурными средствами. Например, не нужно "защищать тезис о свободе воли", достаточно показать, что онтологическая "несвобода", как ее пытаются описать, не имеет не только значения, смысла, но и структурного "тела". А самый "жест¬кий" детерминизм, фатализм некоторых религий полностью совместимы с радикальными либертарианскими концепциями свободы, потому что сам "детерминизм" - не более чем эффект экспозиции. Проблема теодицеи решаема притом, что не все разделяют мнение о реальности ее содержания. Последнее демонстрирует, что знание возможно даже тогда, когда мы не даем себе отчета в степени реальности того, что мы знаем.
В продаже
Хочу купить
сейчас этого издания книги в продаже нет
попробуйте поискать другие издания этого произведения при помощи ссылок ниже
или оставьте объявление о покупке или продаже