Монография посвящена философско-антропологическому осмыслению космологии как целостного феномена, проявляющегося в духовной культуре (как в науке, так и в концептуальных формах вненаучного духовного опыта - мифологии, религии, искусстве), и выявлению ее аксиологических ресурсов, значимых для понимания человека и как особого рода сущего, и через способ его существования. Обосновывается, что космология - предельная форма метафизического вопрошания человека "о целом". Она дает предельное вопрошание и описание мира как целого изнутри или с самой высокой точки, исходя из большого сверхмалого, из духовного основания или материального, ставит предельно фундаментальные вопросы о "начале" и "конце мира" и предлагает общую схематику ответов, которая по-разному обыгрывается в культуре. "Космос культуры" строится на постоянной обращенности ее частей к космологическим предельностям. Религия, философия, искусство и наука едины в этой внутренней, не всегда осознаваемой схеме.