от Автора: Подобно Александру Блоку, его любимому поэту, Дмитрий Шостакович может быть назван "Трагическим тенором эпохи". Он был то возносим, то низвергаем. Но напряженнейшее, хотя и скрытое противостояние власти не исчерпывало трагедии его жизни, также как и факт его рождения в году, следующем за революцией 1905 г., еще не дает биографам оснований трактовать все дальнейшее сквозь призму этого события.
Постоянно переживаемое и остро ощущаемое страдание - вот форма физического существования и творческого бытия Дмитрия Шостаковича. Не зря глубоко почитаемый композитором Николай Гоголь отметил: "Страданием и горем определено нам добывать крупицы мудрости, не приобретаемой в книгах". Этим нелегким способом немало мудрости добыл Дмитрий Дмитриевич и Щедро делился ею в своих произведениях.
Несмотря на большое количество публикаций о Шостаковиче, как правило, возрастающее в преддверии крупных дат, его жизнь и творчество остаются загадкой. Тщетны, да и ненужны попытки ее разгадать. У каждого, будь то глубокий профессионал-музыковед, исполнитель или простой любитель музыки, есть право на свое видение и понимание Шостаковича.
Я отношусь к последней группе. Мое музыкальное образование ограничивается лишь школой и никак не связано с профессиональной деятельностью (экономика нефтегазовых ресурсов). Так что книга написана "не по службе, а по душе".
Несмотря на наличие десятков монографий и тысяч статей о Шостаковиче, считаю возможным добавить еще одну, и вовсе не как вклад в профессиональное "шостаковичеведение", а как отражение собственных впечатлений от его великой музыки. Это мнение не изменилось и после выхода в свет книги С. Волкова "Шостакович и Сталин". Как сказал однажды мой однофамилец, дилетант, интересующийся Средневековьем: "Я пишу не ради того, чтобы наставлять или поучать, а чтобы поделиться со всеми тем, что люблю".