Философское сочинение Овидия "Metamorphoses Ovidii, argumentis quidem soluta oratione, Enarrationibus autem & Allegoriis Elegiaco uersu accuratissime expositae, summaq; diligentia ac stidio illustratae, per M. Iohan. Sprengium Augustan. Una cum uiuis singularum transformationum iconibus, a Vergilio Solis, eximio pictore, delineatis." ("Метаморфозы Овидия"): Cum gratia et privilegio, Impressum Francofurti Aipud Gerogium Corvinum, Sigismundum Feyerabend, & haeredes Wygandi Galli, 1563. С этого произведения начинается у Овидия употребление эпической стихотворной формы; здесь он сопоставил в хронологическом порядке часть мифов, в которых встречаются превращения, начиная с образования мира и кончая превращением Юлия Цезаря в звезду. Эти многочисленные мифы, возникшие на почве тех тесных отношений, в которых люди некогда стояли к природе, среди народа, которого живая фантазия превращала животных в людей, явления природы в живые существа, составляли главную часть греческой мифологии и были обрабатываемы особенно поэтами александрийского времени, напр., Никандром, Парфением и др. Но Овидий черпал не только из произведений последних, а из всей греческой литературы, особенно из трагиков, хотя в частных случаях мы и не всегда в состоянии точно указать источник. Разнообразие и живость рассказа, искусство в соединении отдельных сказаний, оригинальное устройство стиха придают "Метаморфозам" своеобразную прелесть и сделали их одним из любимых собраний сказок. Это - первый роман у римлян, со времени своего появления имевший множество читателей и позднее считавшийся источником для знакомства с мифологией. Что Овидий перед отправлением в ссылку в Томы сжег рукопись этого еще не вполне отделанного произведения, а позднее восстановил его там по спискам, об этом рассказывает он сам (trist. 1, 7, 13 слл.). Менее благоприятно судили о поэме древние, напр., Квинтилиан (4, 1, 77. 10, 1, 88), который называет поэта lascivus, склонным к излишествам и неуместной игривости, извиняя, впрочем, этот недостаток.