Сборник работ выдающегося ученого с мировым именем, литературоведа, культуролога, семиотика и блестящегося педагога, основателя и главы Тартуско-Московской школы семиотики Юрия Михайловича Лотмана (1922-1993) посвящен проблеме обучения в культуре. Книгу открывает запись выступления на открытии русской гимназии при Тартуском университете в 1990 году. Здесь сформулирован предмет настоящего сборника: "Люди учатся Знанию, люди учатся Памяти, люди учатся Совести". Семиотический подход к культуре как некоторому языку и всей совокупности текстов на этом языке естественно ставит вопрос об обучении. В лекциях, статьях и заметках, составивших книгу, Ю.М.Лотман, как ученый-семиотик и исследователь культуры по-новому формулирует "вечные вопросы": существует ли зависимость между механизмом "обучения" и структурой кода культуры? Какова природа искусства? Что такое память культуры? Как "стыд" и "страх" становятся предметом семиотики, а смерть - проблемой сюжета? На эти вопросы заинтересованный читатель найдет ответ вместе с автором.