Монография посвящена сравнительному рассмотрению систем двух поэтов-новаторов - Г.Р. Державина и Н.А. Заболоцкого. Чем мог быть близок поэту-авангардисту автор, отделенный от него необъятной бездной "золотого века русской литературы"? Какие феномены державинской системы оказались актуальными в веке двадцатом, и какими факторами культуры они могли быть порождены? Используя сравнительно-типологический подход, выводящий исследование на широкий культурный контекст, авторы строят концепцию, объясняющую связь двух неординарных поэтических систем.
СОДЕРЖАНИЕ. 1. Дионисийство и авторская мифология у Державина и Заболоцкого. 1.1. Некритическая деификация. 1.2. Предпосылки формирования некритической деификации в творчестве Державина. 1.3. Феномен дионисийства. 1.4. Авторская мифология как следствие феномена дионисийства. 1.5. Авторская мифология Державина: а) "Альбаум": потенциальный миф; б) "Любителю художеств": теофанический миф. Миф как инсайт лирического субъекта; в) ода "Бог": мифологический синкретизм, экстасис, богословский контекст, становление мифа на основе теологической образности; г) мифологическая функция образа зеркала; д) мистика мига и образ зеркала; е) мифологическая функция образа грома; ж) образ грома у Заболоцкого как аллюзия на творчество Державина. 1.6. Авторская мифология Заболоцкого. 1.6.1. Говорящий конь и слово-mythos. 1.6.2. Младенец-хлеб. 1.6.3. Мифология поэмы "Торжество земледелия". 1.6.4. Мифологическая основа поэмы. 1.7. Миф и разложение риторического слова у Державина и Заболоцкого. К построению мифологического языка. 1.8. Разложение жанра оды и категория иерархичности. 1.9. Феномен дионисийства и особенности рифмы. 1.10. Мифологемы Диониса в стихотворении Державина "Цыганская пляска" и столбце Заболоцкого "Белая ночь". 1.11. Некоторые итоги. 2. Натурфилософские системы Державина и Заболоцкого. 2.1. Поэма "Безумный волк" Заболоцкого и ода "Бог" Державина. 2.2. Натурфилософия поэмы Заболоцкого "Деревья". 2.3. Замечания к стихотворениям Державина "К первому соседу" и "Приглашение к обеду". 2.4. "Подводный город": трансформация державинских образов. 2.5. Человек, созерцающий природу, у Державина. 2.6. Образы животного мира у Державина и их трансформация у Заболоцкого. 3. Визуальные искусства в творчестве Державина и Заболоцкого. 3.1. Державин в контексте живописи XVIII в. 3.2. Заболоцкий в контексте живописного искусства. 3.3. Синфемный принцип творчества у Державина и Заболоцкого. 3.4. Цвет у Державина и Заболоцкого. Общая семантика цвета. 3.5 Иконопись и изображение божественного у Державина и Заболоцкого: а) авангард и средневековье. Икона как материал. Икона как прием. Икона и божественное у Заболоцкого; б) икона и божественное у Державина. Ренессанс и образ Мадонны у Державина. Барокко и божественное. Заболоцкий и Шагал. Общность художественных систем: Образы-вставки. Синфемный принцип творчества. Аллюзии и совпадения. Образы любви и эвфемистические образы.
В продаже
Хочу купить
сейчас этого издания книги в продаже нет
попробуйте поискать другие издания этого произведения при помощи ссылок ниже
или оставьте объявление о покупке или продаже