В 1198 г. по заказу новгородского князя Ярослава Владимировича неподалеку от Новгорода, близ княжеской резиденции на Породите, была возведена церковь Спаса Преображения на Нередицком холме. Расписанная год спустя, она на протяжении семи с половиной столетий сохраняла почти в неприкосновенности свою первозданность и, пережив самые трагические и жестокие моменты истории, в XX в. стала жертвой человеческого варварства и вандализма. В 1941 г. в результате систематических артиллерийских обстрелов храм был превращен в руину, практически полностью погибла и его роспись. 15% уцелевшей стенописи, многочисленные фрагменты штукатурки с остатками росписи, черно-белые фотографии, зарисовки и копии - все, что осталось от этого замечательного ансамбля.
Между тем до начала Великой Отечественной войны нередицкая роспись по праву считалась одним из выдающихся памятников монументальной живописи Древней Руси. Ее исключительные художественные достоинства, превосходная сохранность фресок, необычная, во многом уникальная иконография, снискали памятнику мировую известность. Над изучением росписи трудилось несколько поколений историков древнерусского искусства. Для ее реставрации и исследования в 1910 г. была организована специальная экспедиция Санкт-Петербургского университета и Русского археологического общества; с 1918 г. началось систематическое копирование нередицких фресок, организованное энтузиастами древнерусского искусства - художницами Л.А.Дурново и Н. И. Толмачевской. В 1925 г. силами студентов организованной Л. А. Дурново копировальной мастерской при Российском институте истории искусств (бывший Зубовский) были созданы лучшие копии нередицких фресок. Непреходящее значение этого материала, некогда считавшегося подсобным, особенно явственно осознается ныне, когда фрески как единое целое уже не существуют.
Гибель памятника не ослабила интерес к его изучению - столь велика притягательная сила древней росписи; она лишь сделала процесс исследования более сложным и кропотливым. Сегодня изучение нередицких фресок немыслимо без освоения богатого научного наследия ученых конца XIX - начала XX в. Столь же важны все дошедшие до наших дней изобразительные материалы, касающиеся памятника: фотографии, копии, зарисовки и описания. Реконструкции иконографической программы росписи церкви Спаса на Нередице, предпринятой на основе исторических, документальных и изобразительных материалов, посвящена настоящая монография. Книга продолжает серию публикаций памятников монументальной живописи древнего Новгорода.
В продаже
Хочу купить
сейчас этого издания книги в продаже нет
попробуйте поискать другие издания этого произведения при помощи ссылок ниже
или оставьте объявление о покупке или продаже