В техническом развитии пианиста большое место занимает работа над арпеджио. Систематическое совершенствование в их исполнении способствует приобретению активности пальцев, гибкости и пластичности рук; "развязывает" пианистический аппарат, создавая предпосылки для целостного охвата крупных построений; воспитывает мышление и слух, помогает ощутить ладотональность, понять гармоническую структуру музыкальной ткани.
Существующие образцы арпеджио всегда будут играть важную роль в овладении технической стороной произведений (особенно классического стиля). Вместе с тем уже давно заметна ограниченность этих образцов, несоответствие происшедшим значительным изменениям в музыкальном языке. Так, в произведениях Шопена, Шумана, Франка, Дебюсси, Равеля, Скрябина, Рахманинова и др. большинство пассажей состоит из звуковых сочетаний, не укладывающихся в обычные формы типовых арпеджио; аппликатурные группы нередко выходят за пределы октавных границ, образуя широкие расположения. В произведениях современных композиторов встречаются построения еще более отличающиеся от привычных.
Чтобы привести в соответствие упражнения-арпеджио с задачами современного пианизма, происшедшими в нем изменениями (интонационными, гармоническими и фактурными), необходимо расширить круг имеющихся построений, дополнить их новыми звуковыми сочетаниями. Попытка сделать шаг в этом направлении является основной целью данного пособия.
В сборнике представлены три типа построений (трехзвучные, четырехзвучные и пятизвучные), исчерпывающие возможные сочетания звуков от ноты до в пределах октавы. Каждое трехзвучное построение по расположению звуков дано в 2-х вариантах, четырехзвучное — в 6-ти. Пятизвучные построения представлены только в последовательном расположении звуков (в примерах расшифровки — 2 варианта комбинаций).
Приведенные построения целесообразно проигрывать в диапазоне 4-х октав, наподобие больших арпеджио. Во многих из них варианты аппликатуры предусматривают как узкое расположение звуков, так и широкие позиции, выходящие далеко за пределы октавы. Для упражнений рекомендуется выбирать отдельные построения или группы из разных частей пособия и чаще менять их, так как одна из главных задач заключается в приобретении быстрой реакции, достаточной гибкости и управляемости исполнительского аппарата при непосредственном чередовании пассажей с самыми различными сочетаниями звуков.
Строить упражнения-арпеджио можно не только от ноты до, но и от любого другого звука (в аппликатуре неизбежны изменения, необходимые для пианистического удобства).
В продаже
Хочу купить
сейчас этого издания книги в продаже нет
попробуйте поискать другие издания этого произведения при помощи ссылок ниже
или оставьте объявление о покупке или продаже