Г.В. Лейбниц - гениальный мыслитель XVII века, высоко ценимый Марксом и Лениным. несмотря на его идеализм, гениальные проблески диалектики.
"Новые опыты о человеческом разуме" - самое крупное и систематическое произведение Лейбница, в котором он излагает сове философское учение. Параграф за параграфом следуя за "опытом о человеческом разуме" Джона Локка, Лейбниц в полемике с ним всесторонне развертывает свое учение, особенно обстоятельно излагая логику и теорию познания. "Новые опыты" - документ из истории борьбы идеализмапротив материализма и вместе с тем из истории развития диалектики.
Перевод с французского П. С. Юшкевича.
Содержание:
I. В. Ленин - Конспект книги Фейербаха "Изложение, развитие и критика философии Лейбница";
II. Г. Лейбниц - Новые опыты о человеческом разуме:
Книга первая - О врожденных понятиях;
Книга вторая - Об идеях;
Книга третья - О словах;
Книга четвертая - О познании.
"Новые опыты о человеческом разуме" - сочинение Г. В. Лейбница, в котором критически обсуждается философская концепция Дж. Локка, изложенная в "Опыте о человеческом разуме". Сочинение было закончено к 1704 году, но в связи со смертью Локка автор отказался от его публикации, и оно впервые было издано в 1765 году.
Композиционно работа Лейбница написана в форме диалога между Филалетом (представляющим позицию Локка) и Теофилом и в точности - книга за книгой, глава за главой - повторяет структуру произведения Локка. В идейно-содержательном отношении в работе излагается во многом противоположная локковской философская система; как справедливо заметил И. Кант, если в системе Локка процесс познания сенсифицировался, то в системе Лейбница он интеллектуализировался. В предисловии к сочинению Лейбниц останавливается на главных пунктах своего расхождения с Локком, отмечая близость своих взглядов с воззрениями Платона. Эти пункты касаются прежде всего локковского представления души как "чистой доски" (tabula rasa) и его понимания связи материи с мышлением. В первой книге Лейбниц критически разбирает локковское опровержение учения о врожденных идеях и принципах, указывая, что последние присущи людям в неосознанном, потенциальном виде в качестве естественных предрасположений и задатков. Во второй книге он с позиций рационализма критически рассматривает эмпирическое учение Локка об идеях. В третьей и четвертой книгах, где речь идет соответственно о языке и о познавательном процессе и проблеме истины, во взглядах Лейбница и Локка наряду с различиями уже обнаруживается много общего, и в этих случаях Лейбниц стремится уточнить или поправить Локка. По ходу обсуждения положений локковской концепции Лейбниц высказывает много глубоких и перспективных соображений, касающихся различных сфер знания: логики, психологии, языкознания, математики. Он также излагает и поясняет целый ряд основных идей и положений собственной философской системы - принцип непрерывности, принцип тождества неразличимых, принцип всеобщей взаимозависимости, учение о монадах и о предустановле
В продаже
Хочу купить
сейчас этого издания книги в продаже нет
попробуйте поискать другие издания этого произведения при помощи ссылок ниже
или оставьте объявление о покупке или продаже