Объект исследования - "большое текстовое пространство", то есть весь корпус текстов Сковороды. Этот объект устроен специфически: по мысли автора, Сковорода сознательно строил свое "собрание сочинений" как законченную парадигму, а не как разрозненные истории, восходящие к какой-то внешней, подразумеваемой парадигме. То есть статус Сковороды в истории отечественной мысли уникален. В общем, если бы Сковорода был индейцем бороро, то он написал бы нечто вроде четырехтомных "Мифологик" Леви-Строса. Только у Сковороды роль "коренного мифа" играет Библия. Которая связана определенными семантическими отношениями с двумя другими "репрезентативными мифами": это Мир и Человек. В каждом из этих трех семантических полей так или иначе тематизируется Бог - нечто не редуцируемое только к Библии, или только к Миру, или только к Человеку (подобно тому, как индейские мифы в конечном счете повествуют о "культуре" как о чем-то не сводимом к "природе"). Бог обнаруживается скорее в роли гаранта связанности этих трех регионов бытия. Причем все знаки, ведущие из одного региона в другой, двусмысленны (то есть могут указывать как на сакральное, так и на профанное). Потому их невозможно раз и навсегда закрепить, скажем, установив однозначное соответствие между животным миром, миром человеческой души и евангельскими притчами. Можно сказать, что Бог - это бесконечное множество возможных взаимных интерпретаций этих знаков относительно двух основных значений. Или: совокупность всех возможных контекстов святости. То есть если принять святость за 1, а светскость, профанность - за 0, можно представить себе нечто вроде "совместной таблицы святости" для множества знаков. Тогда задача Сковороды - не выбрать произвольно какую-то одну строку таблицы и догматически описать ее, а попытаться представить всю таблицу целиком: а это можно сделать, создав "парадигматический текст", который вблизи выглядит как нагромождение бессвязных отрывков, но в целом создает образ актуальной бесконечности. Так или иначе, Сковорода - это крутой (только недостаточно раскрученный) восточноевропейский проект, и чем он отличается от бартовского Текста или дерридеанского РазличАния, я не знаю.
Тираж 1200 экз.
В продаже
Хочу купить
сейчас этого издания книги в продаже нет
попробуйте поискать другие издания этого произведения при помощи ссылок ниже
или оставьте объявление о покупке или продаже