Перед вами книга довольно необычная. Когда Вы ее прочитаете, поймете, почему. Все тайны ее раскрывать не будем. Скажем сразу: она вызвала недоумение у некоторых психотерапевтов, считающих себя православными, ревностно выступающих за "чистоту Православия" и не допускающих какой-либо "примеси" психологии в Православии. И в то же время ее очень тепло приняли тысячи наших читателей, а в некоторых Духовных семинариях она отныне служит учебником по еще новому курсу "Пастырской психологии".Книга составлена по материалам разных источников: как отечественных, так и зарубежных, она изобилует примерами из опыта пастырской работы автора с психологическими проблемами прихожан и других людей, приходящих за душевной поддержкой и духовной помощью. Записанные мысли, наблюдения, выводы представляют различные варианты решений некоторых пастырских и общехристианских вопросов современного душепопечения.Надеемся, что книга поможет как священникам, так и православным врачам-психотерапевтам найти точки соприкосновения, соединительные мостики между православно-аскетическим и психотерапевтическими подходами в помощи нуждающимся в этом людям.Основная концепция книги строится на утверждении необходимости для современного пастыря, в особенности несущего послушание духовного окормления людей, иметь начальное знакомство и уметь использовать в своей работе знания из области психологии, психотерапии, психопатологии.Поскольку работа предназначена в основном для священников и воцерковленных людей, знакомых с основами христианской антропологии, в ней предлагается взгляд на проблему с менее знакомой им психотерапевтической точки зрения. Предполагается, что рассмотрение различных состояний человека не просто в качестве столь привычных для верующего человека понятий "страсть", "грех", но и в плане психической патологии, может подтолкнуть человека к активной борьбе за свое душевное здоровье.Эту книгу рекомендуем для внимательного и вдумчиво-покаянного чтения как психологам и пастырям, так и пасомым, которым, надеемся, она поможет разобраться в собственной душе, поведении по отношению к духовнику, чтобы, выявив и проанализировав свои ошибки, постараться их исправить.