На основе психологии зрительного восприятия и с помощью математического аппарата в книге анализируется теория пространственных построений в изобразительном искусстве. Теоретические вопросы рассматриваются на материале искусства Древнего Египта, средних веков (Византии, Древняя Русь, Индия, Иран) и творчества Сезанна. Содержание: Живопись и рельеф Древнего Египта, художественное черчение. Предварительные сведения о зрительном восприятии. Передача зрительного восприятия на плоскости. Перспективная основа византийской и древнерусской живописи. Обратная перспектива. Эффекты обратной перспективы. Чертежные методы в византийской и древнерусской живописи. Геометрически противоречивые изображения. Миниатюры Индии и Ирана, система свободной перцептивной перспективы. Пространство Сезанна и система жесткой перцептивной перспективы. В 11-ти Приложениях приводятся математические наброски теории пространственных построений в изобразительном искусстве. 106 илл.+ графики в Приложениях.