Логико-философский трактат, Коричневая книга, Голубая книга (пер. В.Руднева)
Книга обращается к философским проблемам и показывает - как я полагаю, - что постановка этих проблем покоится на непонимании нашего языка. Весь Смысл книги можно охватить приблизительно такими словами: то, что вообще можно сказать, можно сказать ясно, а о том, о чем нельзя говорить, должно хранить молчание. Стало быть, книга проводит границу мышлению, или, скорее, не мышлению, а проявлению мыслей. Ибо, чтобы провести границу мышлению, мы должны были бы быть в состоянии мыслить по обе стороны этой границы (мы должны были бы, тем самым, быть в состоянии мыслить о том, о чем мыслить нельзя).
Из предисловия Л.Витгенштейна
Цель этой книги - попытка разобраться в одном из самых сложных произведений мировой философии. Не менее сложных, чем Библия, "Бхагавадгита", "Даодедзин" или "Алмазная сутра". Не случайно я называю здесь восточные тексты, потому что по своей структуре "Трактат" тяготеет, как это ни покажется парадоксальным, к утонченному креативному мифологическому мышлению. Последнее не раз отмечалось в литературе (см., например, [Canfield 1986; Gudmundsen 1977; Налимов 1979]). Конечно, этот феномен будет обсуждаться применительно к каждому подходящему случаю из комментируемых нами в "Трактате". Сложность здесь в том, что, безусловно, Витгенштейн в "Трактате" построил некое подобие стройной логической системы, альтернативной системам Фреге и Рассела-Уайтхеда, но, как не раз подчеркивал Витгенштейн в письмах к друзьям (П. Энгельману, Л. Фон Фикеру), главным в "Трактате" является не логика, а то, что находится за ее пределами.
От комментатора издания В.Руднева