Русский рисунок и акварель как самостоятельные виды изобразительного искусства не имеют той популярности,которую уже давно приобрели живопись и скульптура. Зритель встречается лишь с незначительной частью главным образом завершенных графических произведений. А между тем,независимо от степени законченности,творческие искания художника раскрываются особенно полно именно в рисунке. То беглый,то внимательно проработанный он с особой полнотой и непосредственностью выражает живое творческое горение художника.
Первые впечатления от окружающей действительности,замыслы будущей картины или скульптуры,поиски их композиционного и образного строя получают свое воплощение в рисунке. Это - творческая лаборатория художника. Здесь,как во всяком опыте,есть неудачи. Но здесь же рождаются и подлинные открытия,находятся выразительные,неповторимые решения.
Рисунок открывает перед мастером поистине неограниченные возможности художественного выражения своего замысла. Богаты и разнообразны его технические приемы. Он может быть выполнен на белой или цветной бумаге,на холсте,картоне и т.п. Он может быть выполнен обычным графитным или "итальянским"карандашом,пастел ью,черной акварелью,сепией,сангиной,тушь ю и другими материалами.
В рисунке может быть использована комбинированная техника,дающая художнику добавочные выразительные средства. Материал,выбранный художником,никогда не бывает случайным и всегда органически входит в образную,смысловую структуру произведения.
Альбом составлен из рисунков и акварелей,принадлежащих Государственному Русскому музею.