Монография представляет собой отредактированный вариант 2 части кандидатской диссертации, осуществленной на кафедре русской литературы филологического факультета ЛГУ в 1968-71 гг. под научным руководством профессора Григория Абрамовича Бялого и защищенной там же в сентябре 1971 года.
Дебютный роман Чернышевского анализируется как художественно полноценное произведение, совершенно превратно воспринятое как современной писателю критикой, так и всем последующим академическим литературоведением. Выясняются уникально-своеобразные эстетические принципы, положенные романистом в основу поэтики произведения, в частности:
Показать еще
авторская "маска", совмещающая в себе и признаки принадлежности конкретному, реальному лицу, и пародийно-ерническую стилистику, вобравшую в себя все характеристики того "образа" Чернышевского, который был создан в пору литературно-публицистической деятельности писателя во враждебной ему прессе;
характерная для всего последующего творчества Чернышевского-романиста циклизация, полагаемая в основу сюжетно-тематической композиции данного романа;
игра рациональными понятиями, которые в динамически нарастающем художественном контексте романа постепенно обретают исключительно внутрироманные расширительные значения.
принципы типизации персонажей, составляющие здесь особую систему, охватывающую и выработанную в русской романистике к моменту создания "Что делать?" реалистическую типизацию (индивидуальное как типическое), и "физиологическую" типизацию (индивидуальное как частный случай социально-типического), и идеализацию (индивидуальное как воплощение идеально-прекрасного).
И в кандидатской диссертации, и в данной монографии передо мной еще маячила, но не получила должного осознания задача выяснения конкретной жанровой специфики "Что делать?". Как оказалось, эта задача будет осмыслена и решена уже только при написании в 1980-х гг. моей второй монографии – "Н. Г. Чернышевский-романист и литературные традиции" (ЛГУ, 1989). Именно там мне удалось показать, что Чернышевский изначально сознательно ориентировался на определенную жанровую традицию английского классического романа XVIII-XIX вв. (Филдинг – Стерн – Теккерей), к тому времени совершенно не освоенную русской романистикой или же освоенную опосредованно – через романтическую традицию авторских лирических отступлений ("Евгений Онегин", "Мертвые души").