Книга посвящена византийскому эллинизму IX в. - эпохи, когда в Византии резко возрос интерес к античной культуре. У истоков этого эллинистического возрождения стоял знаменитый иконоборец Иоанн Грамматик, а его племянник Лев Философ воспитал круг учеников и последователей, благодаря которым было создано собрание рукописей с произведениями Платона и неоплатоников. Эллинистический гуманизм этой эпохи, приближающийся к платонизму и секуляризму, несколько отходя от традиционного христианства, наиболее ярко отражен в творчестве Льва Философа и его ученика Льва Хиросфакта. Византийские эллинисты были увлечены античной культурой глубже, чем многие образованные их круга, балансируя на той грани, за которой, с точки зрения благочестивого христианина, начиналось "нечестие". Светская поэзия монахини Кассии, в чьих гномических эпиграммах звучат эллинистические мотивы, представляет собой пример более умеренного эллинизма. В то же время один из самых образованных людей той эпохи, патриарх Константинопольский Фотий, несмотря на живой интерес к античной культуре, смотрел на нее со строго православных позиций и в распространении идеала просвещенного эллинизма сыграл отрицательную роль. Особенно интересно мировоззрение Льва Хиросфакта, в чьих сочинениях явственно звучат не только неоплатонические, но и иконоборческие мотивы, несмотря на то, что Лев родился и жил после торжества иконопочитания. Творчество Хиросфакта является своего рода синтезом эллинизма IX в. и свидетельствует о распространении платонизма и выживании иконоборческих идей среди образованных византийцев той эпохи.
Книга предназначена для специалистов по византийской литературе, патрологов, историков, а также всех интересующихся культурой Византии.