Трактат Джона Финниса Естественное право и естественные права представляет собой один из наиболее успешных и авторитетных опытов реконструкции теории естественного права и естественно продолжает богатую естественно-правовую традицию, восходящую к Аристотелю и Фоме Аквинскому. В то же время автор учитывает состояние современной общественно-политической и правовой философии различных направлений, а также предлагает оригинальные и тонкие ответы на типичные доводы противников естественно-правового подхода. В то же время в своем изложении и рассуждений он демонстрирует весь тот утонченный инструментарий мысли, которым славится англосаксонская школа аналитической философии. Следует отметить, что традиция философии естественного права - весьма "экзотический зверь" на просторах постсоветского мира. Хотя она изучалась и имела последователей в дореволюционной России, коммунистический режим буквально выжег ее каленым железом ввиду ее принципиальной несовместимости как с раннесоветской "классовой" юриспруденцией, так и с позднесоветским юридическим позитивизмом. Сегодня позитивизм или легизм, который, по сути, отождествляет "право" с выраженной волей доминирующей в обществе организации, способной осуществлять насилие, является абсолютно господствующей философией права в России и большинстве постсоветских стран. Для позитивистского мышления непредставима идея, что воля господствующей силы может оцениваться по каким-то внеположенным ей критериям, но именно в этом состоит ключевая посылка философии естественного права. В отличие от России и других постсоветских государств в странах Запада естественно-правовая традиция никогда не прерывалась, продолжает жить и развиваться. Несмотря на наличие также и сильного (и в последние десятилетия набирающего все большую силу) позитивистского течения, философия естественного права не сдает своих позиций. Более того, не будет преувеличением сказать, что во многом благодаря ей там сохраняется тот фундамент свободы, который составляет отличительную особенность западной цивилизации, поскольку именно философские и религиозные традиции, провозглашающие и обосновывающие внешние ограничения на произвол земной власти, мобилизуют людей на защиту свободы и сдерживание тирании. К сожалению, в русскоязычной литературе естественно-правовая традиция представлена очень слабо, если не считать публикаций старой философской классики, которые в отсутствии живой традиции толкования представляют лишь исторический интерес, и нескольких переводов работ современных авторов, вышедших в последние годы, которые можно пересчитать по пальцам. Данной публикацией мы хотим помочь в заполнении этого пробела.