Книга "Снег на траве" - об искусстве мультипликации, ее связи с общей культурой и ее историческом контексте с феноменом искусства.
Юрий Норштейн - знаковое имя, сделавшее мировую славу российской мультипликации, олицетворяющее особую эпоху в истории отечественной анимации, получившее признание миллионов людей, каждому из которых Юрий Борисович дарит любовь и внимание, тепло и силы, изобретательность и терпение, радость и талант. Норштейн нашел в своих работах "тайну золотого ключика", открывающего секретную дверь, ведущую к неведомым до сей поры принципам выразительности.
Норштейн начинает рассказ со своих учителей: он сопоставляет живопись авангарда с картинами древних -- иконами, рельефами и наскальной живописью, он учит видеть в одних движение, разложенное на фазы, как в анимации, но не во времени, а на плоскости изображения. А на других демонстрирует приемы монтажа. Сразу становится ясно, зачем ему такое огромное количество иллюстраций: о чем бы ни шла речь, тут же появляется репродукция с подробной подписью, рядом фрагмент, на который надо обратить внимание, и специально нарисованная Норштейном схема, где он показывает, как происходит движение, например, в сцене битвы, изображенной в пятнадцатом веке Паоло Уччелло или в разъятом на детали "Точильщике" Малевича.
А название "Снег на траве" пришло из японской поэзии, которую так любит Норштейн. Он говорит, что после "Шинели" ("если она все-таки будет когда-нибудь"), он хотел бы снять фильм про Поэта, состоящий из нескольких глав, где была бы японская поэзия. И тут же фантазирует, о чем там могла бы идти речь.