В монографии впервые предложена мультидисциплинарная реконструкция возникновения альтернативных когнитологических паттернов, которые выступают порождающими моделями различных европейских идеалов знания. Их одновременное существование, эклектическое сочетание и чередование в ментальности наблюдается и в научном, и в обыденном мышлении и порождает многообразные коллизии, в том числе взаимонепониманий. Как взаимодействуют в становлении европейской когнитивности различные культурные традиции - вопрос, на который автор стремится дать ответ, привлекая обширный материал истории культуры, истории науки, истории философии и истории религии.
Предназначена для научных работников, студентов, аспирантов и преподавателей философских, культурологических и естественнонаучных факультетов и вузов, для аспирантов, изучающих предмет "История и философия науки"; для всех, кто интересуется вопросами истории знания, истории культуры вообще и человеческой субъективности, в особенности.