"Границы моего языка определяют границы моего мира" - отчеканил в своем знаменитом "Логико-философском трактате" Людвиг Витгенштейн. Формулировка Витгенштейна имеет не только прагматический, но и философский смысл: реальность опосредуется языком, который "пересоздает" ее внутри себя и тем самым творит образ мира, уникальный для конкретного языка и конкретной культуры. Иными словами, язык конструирует реальность. Безусловно, нельзя говорить о том, что язык формирует физическую реальность, он только проецирует эту реальность в социум, инсталлируя образ мироздания, однако, как писал Э.Сепир, "было бы ошибкой полагать, что мы можем полностью осознать действительность, не прибегая к помощи языка...".
Кирилл Королев. Язык мира. Предисловие.
Макс Мюллер. От слова к вере: религия как предмет сравнительного изучения.
Эдвард Сепир. Статус лингвистики как науки.
Эдвард Сепир. Грамматист и его язык.
Бенджамен Л. Уорф. Отношение норм поведения и мышления к языку.
Бенджамен Л. Уорф. Наука и языкознание: О двух ошибочных воззрениях на речь и мышление, характеризующих систему естественной логики, и о том как слова и обычаи влияют на мышление.
Людвиг Витгенштейн. Философские исследования.
Кирилл Королев. Универсальный язык и универсальная письменность: в погоне за мечтой.
Андрей Лактионов. Примечания.