Людвиг Витгенштейн (1889 - 1951) - знаменитый австрийский философ. Заметки, составившие текст этой книги, писались Витгенштейном с мая 1946 по май 1949 г., то есть одновременно со второй частью "Философских исследований". В обеих работах рассматривается сходная тематика, зачастую на тех же примерах (среди них - известный рисунок, в котором можно увидеть и голову кролика, и голову утки). Это тематика языковых игр и развернутая аргументация против индивидуального языка. Основной тезис Витгенштейна таков: не существует языка, в котором человек мог бы выразить свои индивидуальные состояния, иначе думать, что находишься в каком-то состоянии, и находиться в нем было бы одним и тем же. И если, например, в "Замечаниях по основаниям математики" для доказательства этого тезиса разбираются такие специфические состояния, как следование математическому правилу или уверенность в правильном решении, то в "Заметках о философии психологии" исследуется более широкий класс так называемых "психических феноменов". Таких, как боль, видение чего-то как чего-то, ощущение сходства, ощущение "хорошо знакомого" или "незабываемого", узнавание, знание о чем-то, воспоминание, сновидение, склонность, желание, мышление (!) и так далее.
Выясняется, что неверно толковать понятие боли через переживание боли, или объяснять реальность чувством реальности, так же, как неверно определять шах в шахматах особым ощущением шаховости. В не меньшей степени неверно выводить понятие Я из чьего-либо самосознания, или понятие человека из того факта, что некто ощущает себя человеком. Индивидуального языка не существует - на практике это означает, что когда я говорю "Я хочу есть", из этого вовсе не следует, что я - человек, наделенный cogito и в данный момент испытывающий нечто, что называется "чувством голода". Моя фраза - не более чем ход в сложной языковой игре, исключительно в рамках которой я равен самому себе, а мое "хочу есть" служит для выражения какого-то "внутреннего опыта". Другими словами, все внутреннее, интимное и непосредственное возможно лишь как коллективное и опосредованное. Или иначе: человеческое в человеке - это способность создавать высказывания, в которых данное языковое сообщество обнаружит мысли и эмоции, максимально удовлетворяющие расхожему (принятому в этом сообществе) понятию человека. Столь блестяще, радикально, на множестве примеров обоснованный социоцентризм - быть может, самый неожиданный и удивительный результат философской работы Витгенштейна.
Тираж 1000 экз.
В продаже
Хочу купить
сейчас этого издания книги в продаже нет
попробуйте поискать другие издания этого произведения при помощи ссылок ниже
или оставьте объявление о покупке или продаже